Начало 2017 года привнесло в торговлю пивом и пивными напитками множество неудобных для организаций и индивидуальных предпринимателей изменений.
В частности, новая редакция статьи 16 Закона Об обороте алкоголя (ФЗ № 171) установила запрет на продажу любых видов алкоголя (и пива, в том числе) дистанционным способом.
С этого момента продажа алкогольных напитков, в том числе торговля пивом через Интернет стала невозможной, что существенно затруднило жизнь и тем предпринимателям, чьей основной деятельностью является оказание дистанционных услуг общественного питания (доставка пиццы, суши, китайской еды в коробочках и т.п.), т.к. из перечня реализуемого товара выпали все алкогольсодержащие позиции.
Определение понятия «торговля дистанционным способом» содержится в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612.
Согласно указанным Правилам, продажей товаров дистанционным способом считается
продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Соответственно, именно вышеуказанным способом розничная реализация алкогольной продукции оказалась запрещена с начала 2017 года.
Следует отметить, что такие изменения в пивном законодательстве не только вызвали недовольство среди представителей малого и среднего бизнеса, но также были критически восприняты некоторыми государственными ведомствами.
Например, по мнению представителей министерства финансов, министерства промышленности и торговли, а также некоторых других ведомств, запрет на дистанционную торговлю пивом и более крепким алкоголем через Интернет считают явлением регрессным, не соответствующим текущему уровню развития системы внутренней торговли. Проще говоря, этот запрет препятствует развитию конкурентоспособной среды для тех предпринимателей и организаций, которые работают в сфере торговли алкоголем, т.е. такие продавцы выброшены за борт Интернет-торговли.
Между тем, надежда на улучшение ситуации у предпринимателей все-таки есть. Так, в марте 2017 года депутат Государственной Думы заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству и предприниматель по совместительству Звагельский В. Ф. внес в Государственную Думу законопроект, содержащий изменения к отдельным положениям Закона №171 –ФЗ Об обороте алкоголя, которые разрешили бы продавать алкогольные напитки дистанционным способом.
Суть законопроекта заключается в том, что такая деятельность, как реализация алкогольной продукции дистанционным способом, должна подлежать лицензированию в установленном законом порядке.
В число лицензионных требований будут входить специальные требования, касающиеся сайтов и доменных имен, на которых будут размещаться предложения по продаже алкоголя:
Доменные имена сайтов организаций, посредством которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», размещаются у провайдеров хостинга, уполномоченных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации. Доменные имена сайтов организаций, посредством которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», размещаются у провайдеров хостинга в порядке и на условиях, определяемых, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Ознакомиться с текстом законопроекта можно ниже, скачав документ в конце настоящей статьи.
Мы же в заключение желаем сказать, что вероятность возвращения торговли пивом через Интернет, а также другим алкоголем достаточно высока, как минимум потому, что такой источник пополнения бюджета, как налоги от продажи алкоголя, с возвращением дистанционной торговли станет более весомым.
На наш взгляд, причины запрета дистанционной продажи алкогольных напитков на самом деле легко устранимы, поскольку на сегодняшний день каких-либо непреодолимых препятствий для контроля за оборотом алкоголя, реализуемого населению, нет, примерном чему является выше упомянутый законопроект.
Более того, многие инструменты государственного контроля торговли в сети Интернет уже существуют, а том числе передача данных в ЕГАИС, фиксация факта розничной продажи товаров в режиме онлайн у оператора фискальных данных посредством онлайн-касс.
Скачать проект закона о торговле пивом через Интернет
Добавить комментарий